ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ

 

Никольская

Ольга Михайловна

 

инструктор по физической культуре

МБДОУ "Детский сад № 120"

Рабочая программа (краткое содержание)

 

   

Краткая аннотация

основной образовательной программы дошкольного образования

«От рождения до школы»

под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

 

Основная образовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.  Васильевой является инновационным образовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа «От рождения до школы»разработана на основе ФГОС ДО (Приказ No1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ. Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка,  сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.) музыкальной, чтения. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

-забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

-создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

-максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно- образовательного процесса;

-творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

-вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

-уважительное отношение к результатам детского творчества;

-единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

-соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Рабочая программа по физической культуре (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ д/с №120, с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования и примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой (2014 г).

Цели и задачи реализации Программы:

Цель программы:

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья, создание условий для становления творческой, интеллектуальной, духовно и физически развитой личности, способной к осознанному саморазвитию.

 Задачи программы:

Содействовать приобретению двигательного опыта детей, повышению уровня ежедневной двигательной активности, становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

развивать двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, гибкость, силу, общую выносливость;

создавать условия для формирования опорно - двигательной системы организма, выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки), овладения подвижными играми с правилами;

 развивать интерес к спорту, расширять представления детей о некоторых видах спорта;

способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам ; максимальное использование разнообразных видов двигательной деятельности; творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать интересы и наклонности каждого ребенка; единство подходов к воспитанию основ здорового образа жизни детей в условиях ДОУ и семьи

Согласно ФГОС дошкольного образования образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Принципы и подходы к формированию Программы.

 Программа разработана в соответствии с основными принципами и ценностями личностно-ориентированного образования, которые позволяют эффективно реализовать поставленные цели и задачи.

Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество МБДОУ с семьей;

 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей.

 Принципы организации образовательного процесса:

Принцип природосообразности - учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;

 Принцип культуросообразности - необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;

 Принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;

 Принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Принцип индивидуализации предполагает предоставление ребёнку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность;

Принцип позитивной социализации ребенка предполагает освоение ребёнком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;

 Принцип свободной самостоятельной деятельности детей, где позиция, которую занимает взрослый – это позиция создателя развивающей среды, когда взрослый непосредственно не включён в детскую деятельность, а создает образовательную среду, в которой у детей появляется возможность действовать свободно и самостоятельно.

 Принцип участия семьи в образовании ребенка, т.е. родители должны стать равноправными и равно ответственными партнёрами педагогов, принимающими решения во всех вопросах развития и образования, сохранений здоровья и безопасности их детей.

 При разработке концепции и содержания образовательной программы использованы фундаментальные достижения отечественной науки в области педагогики и психологии: деятельностный подход (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и др.); научно-прикладные закономерности развития познавательных мотивов у детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Подъяков и др.); теория амплификации (А.В. Запорожец) и другие научные положения.

 

Формы организации образовательной области «Физическая культура»

 

Реализация данной программы проводится в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, и самостоятельной деятельности детей.

Компонент ДОУ реализуется  через:

специально созданную развивающую среду – нетрадиционное оборудование;

разные формы организации физкультурных занятий, в том числе и совместных с родителями; организацию совместной  и индивидуальной  деятельности, во второй половине дня «Игровой час»  с детьми средней, старшей, подготовительной группы; различное содержание (игры,  психогимнастика, элементы самомассажа и пр.)  во всех  видах физкультурно-оздоровительной работы;

ежегодное проведение  общего праздника-игры старших дошкольников «Cпартакиада»; проведение спортивных мероприятий тематическо – перспективного планирования ДОУ;

участие старших дошкольников в городских соревнованиях, приуроченных ко  Дню защиты детей «Быстрые, ловкие, смелые», в городских акциях "Все на лыжню" и " "Мой друг велосипед". 

Рабочая программа разрабатывается с учетом возможностей образовательного учреждения, педагогических условий.

В данной рабочей программе представлена модель занятий, разработанная на основе данных о возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностях детей младшей, средней, старшей, подготовительной группы. 

Структура  занятий

Перед началом каждой темы (с целью создания интереса и мотивации) дети знакомятся с видом спорта изучаемой темы. Вводная часть направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части.  Основная часть (самая большая по объему и значимости) включает в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений по теме. Итогом основной части занятия является – тематическая подвижная игра высокой активности. Заключительная часть выравнивает функциональное состояние организма детей. В ней воспитанники выполняют коррекционные и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания. 

 

Конечным результатом освоения программы является сформированность интегративных качеств ребёнка (физических, интеллектуальных, личностных)              

Физические качества:

ребёнок физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками.

У ребёнка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.  

Общие показатели физического развития.

Сформированность основных физических качеств и потребность в двигательной активности.

-двигательные умения и навыки

-двигательно-экспрессивные способности и навыки.

-навыки здорового образа жизни.  

 

 

Целевые ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития  ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.  Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной  деятельности взрослых. Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования. Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС.  В программе «От рождения до школы», так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

 

Дата последнего обновления страницы 29.01.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»